Структура российского рынка кондиционеров в 2000 году
|
Сплит-системы - 72% |
|
Оконные - 27% |
|
Мобильные - 1% |
|
Десятилетие в цифрах и лицах
Общие объемы
Итак, отброшенный назад рынок в начале 90-х пришел в себя и начал довольно быстро набирать обороты. В 1994 г. было реализовано 43,1 тыс. кондиционеров. В 1996 г. объем продаж удвоился и достиг отметки 95 тыс. штук, что позволило России войти в пятерку крупнейших европейских потребителей. В 1997 г. было продано уже не менее 125 тыс. кондиционеров, и рост обещал продолжиться. Так оно и случилось. Но в запомнившемся тяжелейшим кризисом 1998 году было продано лишь чуть больше 150 тыс. кондиционеров. Поскольку кризис по времени подоспел к завершению сезона, его влияние на годовые показатели в целом оказалось сглаженным. Однако в сентябре отмечалось падение продаж в разы.
Кризис изменил лицо главного потребителя. Если прежде основным покупателем выступала непроизводственная сфера - офисы многочисленных банков и инвестиционных компаний, то после августа 1998 г. произошел поворот в сторону частного потребителя (по оценкам экспертов, его доля в закупках сплит-систем увеличилась с 20 до 30-40%) и в меньшей степени предприятий сферы обслуживания. Сведения по продажам на 1999 г. разнятся. По данным газеты "Ведомости" от 24.04.2000, в послекризисном 1999 г. было продано 137, 8 тыс. кондиционеров. Тематическое приложение к "АиФ" (21.06.2000) сообщало о проданных в этот год в России 102 тыс. сплит-систем, 45 тыс. оконных и 2,5 тыс. мобильных кондиционеров (нетрудно подсчитать, что вместе получается 149,5 тыс. шт.), что на 1,8% меньше, чем в 1998 году.
Согласно другим данным, абсолютного падения не было вовсе, и по итогам 1998-1999 годов Россия стала четвертым потребителем кондиционеров в Европе. Активнее климатическую технику покупали только в Испании, Италии и Греции. А газета "МОДУС" в № 85, от 16-31 марта 1999 г. писала: "Достаточно сказать, что в 1998 г. по количеству проданных кондиционеров Россия заняла третье место в Европе!". 2000 г. ознаменовался переходом через двухсоттысячный рубеж. В этом году ожидается продажа 230-240 тыс. кондиционеров.
Динамика российского рынка кондиционеров в 1994 - 2000 годах. количество продаж, шт.
Виды оборудования
Проведенное год назад (а за это время никаких коренных изменений в структуре продаж не произошло) специалистами группы компаний "Климатические системы" маркетинговое исследование показало, что на оборудование для систем центрального кондиционирования приходится 10% российского рынка в абсолютном исчислении и 15% - в стоимостном. Все остальные (90 и 85%, соответственно) - оборудование полупромышленных и бытовых систем, в котором выделяются три основные группы - сплит-системы, оконные кондиционеры и мобильные кондиционеры. Лидерство первых сомнений не вызывает. "Оконники", продолжая набирать в абсолюте, похоже, пошли на снижение своей доли в общем объеме. "Мобильники" уменьшаются и абсолютно, и относительно.
Согласно данным информационного агентства "Мобиле", в 2000 г. доля "сплитов" составила 72% (в 1999-м - 69 %), "оконников" - 27% (29 %), мобильных кондиционеров - 1 % (2 %).
Мобильные кондиционеры
Объемы их реализации сокращаются. В отличие от стран Средиземноморья, где этот вид оборудования необычайно популярен, пик спроса на него в России уже миновал. Как и "оконники", мобильные кондиционеры относительно мало зависят от профессионального обслуживания, а потому не представляют особого интереса для больших специализированных компаний. Для этого вида кондиционеров характерен ярко выраженный сезонный максимум продаж, приходящийся на самые жаркие дни лета. Безусловным лидером рынка мобильных кондиционеров является тайваньский брэнд - King Post. Сильны позиции у Electra Consumer Products Ltd и итальянского производителя DeLonghi.
Оконные кондиционеры
Совершенно очевидно, что их доля в общем объеме региональных продаж является функцией от географической широты региона. Чем южнее, тем "оконников" больше. Движение на север сводит их присутствие на нет. Очень много кондиционеров этого типа продается на Северном Кавказе, где они в абсолютном большинстве. В областях Черноземья (Воронеж, Липецк, Тамбов) их доля снижается до трети. В Москве, а тем более к северу от нее, счет ведется уже не на десятки, а единицы процентов. Значительная часть оконных кондиционеров реализуется через сеть розничной торговли и принадлежит к "дешевым" маркам. К ним относят преимущественно модели южнокорейского производства LG иSamsung.
И тот, и другой - безусловные лидеры на российском рынке, и доля этих брэндов продолжает возрастать. Хотя многие эксперты негативно оценивают увлечение их производителей продажами непосредственно через торговую сеть, что уменьшает интерес к продукции со стороны специализированных компаний. А игнорировать участие последних в формировании потребительских пристрастий не следует. Кроме корейских оконных кондиционеров (наряду с LG и Samsung есть еще и Daewoo) на рынке, хотя и в значительно меньшей степени, заметно присутствие американских (Westinghouse, General Electric), японских, пусть для них "оконники" и не приоритет, (Panasonic, Sanyo, Hitachi, General Fujitsu) и израильских (Electra, Tadiran). Под торговой маркой"Элемаш" выпускаются российские оконные кондиционеры.
Сплит-системы
Пожалуй, это самый перспективный и динамично развивающийся сегмент рынка. Хотя существуют и другие мнения: "Как показывает анализ динамики спроса на системы кондиционирования, в будущем не стоит ожидать его увеличения на бытовые сплит-системы, в то время как на центральные климатические системы прогнозируется рост" (из материалов исследования, проведенного специалистами группы компаний "Климатические системы"). Увеличение продаж моносплит-систем (почти на 30% по сравнению с 1999 г.) объясняется тем, что среди заказчиков заметно возросла доля частных лиц, и кондиционеры устанавливаются не только в офисах и банках, но и в квартирах.
Еще одной причиной роста спроса является перенос на эту область части потребительских интересов, прежде направленных на оконные кондиционеры. Мультисплит-системы пока не вызывают очень большого интереса у потребителей - и стоят недешево, и требуют сложного квалифицированного монтажа. Впечатляет увеличение продаж полупромышленных систем - более чем на 1/3 по сравнению с 1999 г. Этот рост объясняется общим оживлением отечественной экономики. Хотя работы здесь непочатый край, поскольку только 3% российских промышленных предприятий оснащены системами кондиционирования воздуха.
На российском рынке бытовых и полупромышленных сплит-систем уверенно лидируют японские компании. По самым скромным оценкам, на их продукцию приходится от 50 до 60% продаж в количественном исчислении. Учитывая, что производимая ими техника относится преимущественно к "дорогой" ценовой группе, доля в товарообороте еще выше. Лидирующие позиции принадлежат Hitachi, Daikin, Mitsubishi Electric, Panasonic, Fujitsu,Sanyo.
Тем не менее, пусть не так очевидно, как в ситуации с "оконниками", ощутим натиск корейских компаний. Именно их продукция в основном формирует сегмент "дешевой" (по цене, а не по качеству, разумеется) техники. В прошлом году суммарная доля двух главных продавцов LG и Samsung (в меньшей степени известны Daewoo иHyundai) составила почти 25%, хотя за год до этого не превышала 17%.
Честь Европы защищают резко прибавившие в 2000 году итальянская DeLonghi и израильская Electra.
В отличие от оборудования для центрального кондиционирования, присутствие американских фирм на российском рынке сплит-систем было незначительным.
VRF-системы
Рынок VRF-систем является одним из самых перспективных. Во многих случаях это оборудование способно конкурировать с системами центрального кондиционирования, особенно при реконструкции старых зданий. Ежегодный рост продаж исчисляется десятками процентов. Так в 2000 г. по сравнению с предыдущим он вырос почти наполовину. Безусловными монополистами являются японские компании. И прежде всего сам создатель VRF-систем Daikin(примерно половина), а также Mitsubishi Electric, Sanyo и Hitachi.
Как ужиться большим и маленьким
Одной из серьезных проблем российского рынка климатотехники стало налаживание "добрососедских" отношений между крупными специализированными и небольшими, ориентированными преимущественно на торговые операции компаниями. Впрочем, деление по размеру в этом контексте достаточно условно. В разряд "маленьких" могут попасть как действительно маленькие, так и очень даже большие компании, но у которых доля кондиционеров в общем объеме товарооборота незначительна или их появление в ассортименте носит эпизодический характер.
"Профессионалы" готовы оказать весь комплекс услуг: от проектирования до монтажа, затраты на который составляют 15-25% от стоимости кондиционера, уберечь от приобретения "серой" некачественной техники. Их оппоненты готовы предложить существенно более низкие цены. Специализированные компании мотивируют стоимость своих услуг солидными издержками на содержание квалифицированного, а потому высокооплачиваемого штата, способного поддержать работу когда-то установленного оборудования не только в гарантийный, но и в постгарантийный период. Их оппоненты апеллируют к свободе рынка и праву покупателя самому делать выбор.
Профессионалы усматривают в этом лукавство и говорят о недостаточной информированности потребителей, об отсутствии у них сложившихся устойчивых представлений о самом кондиционерном оборудовании, специфике его эксплуатации и обслуживания, о том, что нельзя спекулировать на извечном желании человека получить то, что подешевле, и даже об опасности обвала рынка кондиционеров. Отношения между противостоящими сторонами в последнее время заметно обострились. Профессионалы против реализации кондиционеров через торговые сети, специализирующиеся на торговле бытовой электроникой. По их мнению, система сервисных центров, отлично работающая на поддержание таких приборов, как телевизор или пылесос, для кондиционера не годится.
Кондиционер должна обслуживать компания, которая проводила монтаж, т. е. так, как это имеет место в большинстве стран. Но многие зарубежные поставщики, особенно азиатские (кроме японских) не проявляют особой щепетильности в выборе российских партнеров.
"Профессионалы" просят своих коллег по цеху одуматься: "Уважаемые господа Представители Производителей "массовых" брэндов, прислушайтесь к мнению профессионалов климатического рынка. Мнению тех, кто реально приносит Вам прибыль. Поймите, что российский климатический рынок не является пока настолько зрелым, чтобы развивать продажи кондиционерного оборудования через розничные сети торговцев бытовой электроникой. Нам с Вами работать на этом рынке, и мы должны его сохранить" (Игорь Осницкий, президент АПИК, Дмитрий Кузин, исполнительный директор АПИК). Услышат ли? По мнению журнала "Эксперт" (публикация от 26 марта 2001 г.), между "профи" и "любителями" этим летом разгорится настоящая битва, но итог ее известен - "к концу лета, скорее всего, поле боя останется за олигополистами-профессионалами".
Прогноз на завтра
Всегда интересно знать, что будет завтра. Перспективы развития рынка средств кондиционирования в целом выглядят благоприятными. Это подтверждает опубликованный Японской ассоциацией производителей холодильной и климатической техники (The JRAIA) прогноз динамики спроса на оборудование для кондиционирования воздуха классов RAC (room air conditioniners - бытовые кондиционеры) и PAC (packaged air conditioners - полупромышленные системы) до 2003 года (см. таблицы).
|